Статьи

«Валериан и город тысячи планет»: профессия – Люк Бессон

1 августа 2017
«Валериан и город тысячи планет»: профессия – Люк Бессон

8 правил успеха для творческих людей от первого европейского режиссера, который снимает блокбастеры голливудских масштабов.

Бюджет в $210 млн уже сделал новый фильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет», который выходит в украинский прокат 10 августа, самой дорогой картиной, когда-либо снятой во Франции. И режиссер уже во второй раз ставит такой рекорд!

Ранее это произошло 20 лет назад, в 1997-м, когда на экраны вышел «Пятый элемент» -- самый дорогой на тот момент французский фильм стоил $100 млн, а в прокате принес своим создателям почти $264 млн. С тех пор имя Люка Бессона стало синонимом финансового киноуспеха. А еще – гарантией качества: в каждой детали. «Я не хочу и не умею делать полуфабрикатов», – подчеркивает Бессон.

Так, к примеру, в новом фильме появится 200 различных видов инопланетных существ. Режиссер самолично написал 600-страничную библию персонажей, в которой детально обозначил особенности каждого из видов. И обязал актеров прежде, чем приступать с съемкам, все это прочесть, чтобы они лучше понимали, как играть сцену с теми или иными инопланетянами.

Кроме того, для истории о космических спецагентах Валериане (Дэйн ДеХаан) и Лорелин (Кара Делевинь), которые спасают самый большой город Вселенной от неведомой угрозы, художники Пьер Кристен и Жан-Клод Мезье по заказу режиссера заранее создали 6 000 рисунков, визуализировавших будущий фильм.

В этой дотошности – весь Бессон. Даже свой жизненный путь он некогда определил так же скрупулезно.

Родители Люка были инструкторами по дайвингу, а сам он планировал стать морским биологом. Но несчастный случай, который произошел с парнем в 17 лет, лишил его возможности заниматься подводным плаванием. Нужно было думать, как жить дальше. «Тогда я постарался понять, на что, собственно, способен, – вспоминает Бессон. – На листе бумаги слева я по пунктам написал, что у меня получается, а справа — что нет. Так я понял, что могу писать, фантазировать и рисовать. И подумал: а почему бы не стать кинорежиссером? У моего приятеля был знакомый, брат которого работал третьим ассистентом режиссера, и это решило мою судьбу. Я пришел на киностудию, влюбился во все, что там увидел, и сказал себе: это мое! На следующий день предупредил маму, что ухожу из школы, из дома, и буду снимать кино».

Быть внимательным к деталям и готовым к резким поворотам на 180 градусов – это лишь пара вещей, которым стоит поучиться у Люка Бессона людям, желающим добиться успеха в творческих профессиях. Но вещей этих на самом деле намного больше!

Умейте ждать

Но – не просто ждать нужного момента, а постоянно работать над его приближением. Успех не приходит сам по себе: то, что кажется удачей, – чаще всего результат кропотливого труда, который может растянуться на годы.

«Я начал писать «Пятый элемент» когда мне было 16 лет. Причем даже не думал о фильме – изначально это была книга, – вспоминает Бессон. – А к 20 годам я сочинил уже около 30 сценариев. Я сочинял, сочинял и сочинял дни и ночи напролет – вот и все».

В итоге «Пятый элемент» вышел на экраны тогда, когда режиссеру было уже 38. И – взял планку, ранее казавшуюся для европейского кино невозможной: стал настоящим мировым блокбастером.

Ориентируйтесь на лучших

Кстати, «Валериан…» – тоже «долгоиграющий» проект. Бессону было 10 лет, когда он начал читать комиксы «Валериан и Лорелин». Красочная фантастическая серия поразила воображение мальчика, а образ Лорелин стал его первой любовью.

Решение экранизировать комиксы пришло к уже состоявшемуся режиссеру после личного знакомства с их автором, Жан-Клодом Мезье. Работу над первым вариантом сценария Бессон закончил в 2009 году. А потом – сходил в кино на «Аватара» Джеймса Кэмерона и после этого... отложил свой собственный проект в долгий ящик.

Свое решение Люк объяснил так: «Аватар» задал слишком высокий уровень. Если после него ты взялся делать кино в схожем жанре, требующее таких же технических возможностей, то делай или так же, или – лучше, но никак не хуже. Даже если придется подождать.

Любите то, что делаете

В принципе, это – универсальный совет для представителей любых профессий. Но для людей творческих – особенно: ведь аудитория всегда чувствует неискренность и фальшь.

«Я не могу относится к тому, что делаю, как к бизнесу, -- признается Бессон, искренне влюбленный в дело своей жизни. – Если я не люблю фильм и не готов отдать ему всего себя, то я его просто не сниму. А вот если я верю в него, то мне все равно, станет он очень или не очень успешным, -- я просто хочу им гордиться. И не так важно, как приняли картину изначально, -- настоящая жизнь фильма начинается спустя 10 лет после его выхода. Недавно я был в Южной Корее: там ко мне подошел паренек с красным ирокезом и сказал, что «Подземка» (1985) – его любимый фильм. Я спросил, сколько ему лет: оказалось – 15. И я понял, что когда «Подземка» вышла, он еще даже не родился. Вот в чем истинная красота кино!».

Концентрируйтесь на сути

Чтобы люди вас слушали, вам в первую очередь должно быть, что сказать. А как именно вы это скажете – уже другой вопрос: дело практики и таланта.

В одном из интервью Бессон вспоминал, как его когда-то потряс рассказ Гарри Каспарова о технике одновременной игры с 12 противниками, где гроссмейстер подчеркивал: один или двенадцать – не имеет значения. «Я подумал тогда: либо он обманывает, либо у него математический ум, которым я не обладаю. А потом Каспаров пояснил свою мысль. Он забывает о шахматах и всецело концентрирует внимание на противниках: отделяет таким образом сам метод от психологии. Метод — это правила, комбинации, шахматная техника, которой следует владеть в полной мере. Психология заключается в том, чтобы знать, с кем борешься. Каспаров говорил, что запоминал не саму игру, а лица противников. Прекрасный урок для кино! Надо забыть технику и сконцентрировать внимание на том, что нужно сказать, на тех эмоциях, которые вы хотите выразить», – подчеркивает режиссер.

Создавайте новое

Во времена победивших сиквелов, приквелов и франшиз, этот совет может показаться наивным. Но опыт Бессона показывает: быть все время разным и не повторяться – самый логичный способ не надоесть и оставаться востребованным.

Во времена победивших сиквелов, приквелов и франшиз, этот совет может показаться наивным. Но опыт Бессона показывает: быть все время разным и не повторяться – самый логичный способ не надоесть и оставаться востребованным.

Верьте в себя

«Сотни людей говорили мне, что я никогда и ни за что не сниму фильм. Меня это не остановило и не сломило, – говорит Бессон. – Любому начинающему предстоит пройти этот нелегкий путь. Но если вы не можете идти дальше вопреки мнению друзей и профессоров, которые вам говорят, что вы не имеете права на авторство, то действительно ничего не выйдет. Это – процесс естественного отбора».

Сам режиссер в этом отборе, безусловно, выиграл. Но при этом – даже не думает останавливаться и почивать на лаврах.

Когда-то Бессон пообещал, что снимет 10 фильмов и на этом завершит режиссерскую карьеру. Если бы он сдержал слово, то его последним фильмом стал бы «Артур и минипуты» (2006). Вот только обещания обещаниями, а призвание – призванием: настоящий художник просто не может не творить.

10 августа в кинотеатрах Украины стартует «Валериан и город тысячи планет» – уже 16-й по счету фильм режиссера Люка Бессона. А еще – самый красочный, масштабный и технически сложный проект в его карьере: одних только кадров со спецэффектами в картине 2 700!

И кто знает – может, после этого уже Джеймсу Кэмерону придется переносить выход своего «Аватара 2»: ведь чем выше заданная планка – тем сложнее соответствовать. Хотя с другой стороны – тем интереснее!

Вакансии дня

Комментарии